География сна

Вода имеет отношение больше к доходам, благополучию.

Земля — к работе, трудности и легкости самой жизни.

Воздух, атмосфера — больше к посторонним обстоятельствам относятся, благоприятствующим или неблагоприятствующим и т.д. Если сообразить, что Земля — это то, что у нас под ногами, наша опора, вера (недаром говорят: потерять почву под ногами);

Воздух — это то, чем мы дышим, чего нам не хватает порой, это общее состояние вокруг нас (ведь говорят же, мол, он задыхался в атмосфере своей семьи, жизни...);

Вода — это благоприятствование, благополучие, освобождение (умыть руки), это общий ход наших дел (говорят же — плыть по течению);

Небо — это место, куда мы обращаем свои взоры, надежды, откуда нам может "засветить", как мы говорим в обычной речи... вот, если сообразить такое перенесение сонного пейзажа и географии в жизненный наш план, то сразу многое проясняется при толковании.

Засветило во сне — засветит наяву. Во сне горы — препятствие, а и наяву нелегко на них забраться. Место во сне может быть в связи и по поводу происходящего, скажем, сон про отношения мужа и жены. Оба находятся в таком-то месте. Это может означать, что их отношения, выяснение оных зависит от дел, связанных с этим местом. Либо дела, имеющие отношения к снящемуся месту, служат поводом для всего прочего (ссоры, развода, примирения и тому подобное).

Вид прояснился во сне — прояснились отношения или обстоятельства наяву. В особенности, в сне мужском, вид простирающийся налево — может означать любовницу и отношения с ней, а направо — жену.

Вид, красота или уродливость Места, вида, обстановки во сне — это сопряженные с нами благоприятствование или неблагополучие, связанные с нашими личными и прочими делами, с нашими устремлениями и надеждами. Это в огромной степени наше душевное состояние с одной стороны и указание на будущее соблаговоление, скажем, в делах (забил фонтан чистой воды) или в личном (красивый, очень ухоженный вид — к красивой жене и замечательной семейной жизни). Место — это наши возможности, тогда как фигуры (как мы увидим в следующих главках) — это указание пути, может быть, намек на то, как этими возможностями пользоваться...
Место, География во сне — это жизненный путь, само время. Тут расстояние, как в описаниях потустороннего мира Эмануэля Сведенборга, играет совсем иной смысл. Скажем, далекая от нас фигура означает, что с этим человеком или существом мы далеки друг от друга (переносный смысл становится прямым). Так и наяву мы говорим, мол, мы так близки, что слов не надо (из песни), или, в это время он совсем отдалился от семьи, или, они всегда были бесконечно далеки друг от друга.

Кроме такой роли, расстояние может означать и просто время: то что нескоро, что требует долгих усилий — будет во сне располагаться далеко от спящего. Далеко может располагаться и несбыточное, маловероятное. Скажем, слабая надежда может быть представлена далеким миражем. Недаром говорят: строить далекие планы. Во сне это будет отражено буквально.

У великого Данта в его "Божественной комедии" начало сразу свидетельствует о том, что действие происходит не в привычной, общеупотребительной Яви, а в мире грез, снов, видений... "Земную жизнь пройдя до середины я очутился в сумрачном лесу..." В этой первой фразе имеется все: прожитая жизнь, неведомое и скверное положение на чужбине (сумрачный лес), в котором сейчас очутился герой. Далее география описывает при помощи Теснины, Обрывов, отсутствия пути совершенную безвыходность жизни... И звери, что появляются,— лишь подчеркивают безысходность, ибо звери — это и внутренние терзания, и это враги, теснящие поэта...

ВПЕРЕДИ — это Будущее или Надежда, это Желанное либо то, чего боится человек, если впереди простирается вид сумрачный и пугающий. Далеко — через Долгое Время. Нескорое осуществление или слабая надежда...

ПОЗАДИ — Прошлое, либо то, от него хотелось бы избавиться в Настоящем... Удивительно, что в сказках и мифах, вспомните миф об Орфее и Эвридике, герою нельзя оглядываться назад... : Во многих магических ритуалах тоже нельзя оборачиваться, скажем, в ритуале изготовления привораживающей лягуша-. чьей косточки, после того, как засунул лягушку в муравейник (см. Русское Чернокнижие) надо бежать по лунной дорожке и Ни В Коем Случае Не Оглядываться. Оглянешься — все дело будет испорчено или косточка получится с однобокой силой.

С точки зрения Сновидений и Снотолкования этот запрет на Оглядывание приобретает еще одно удивительное объяснение: дело в том, что в сонниках нет значения для "Оборотиться", "Оглянуться"... В снах, по-видимому, вообще невозможно это сделать, ни повернуться назад, ни оборотиться, ни оглянуться. Как с морганием: практически, моргнуть во сне — невозможно... Оборотиться или Оглянуться во сне — это все равно что заглянуть в наши предыдущие жизни, вспомнить предыдущие воплощения. Потому что Оглянуться (во сне) означает вспомнить... Недаром наяву говорят: ты, мол, лучше, кума, на себя оборотись. Вспомнить Себя напрямую, как известно, — не простое дело, потому, видать, так трудно оглянуться, если вообще возможно (в снах), и опасно. Ведь стоит обернуться и Любимая (Эвридика) исчезнет, потому что Позади (во сне) — Загробный мир. В тех редких снах, когда мы вспоминаем Себя и не просыпаемся при этом, если вам удастся, попробуйте Оборотиться назад и поглядеть, что там за спиной, — вы многое узнаете о том, что вас ждет впереди. Недаром по соннику Спина — это наша старость (одно из значений), то, что будет с нами к старости, т.е. в будущем.

ВВЕРХУ — располагается Судьба, Милость ниспосланная, Удача, Жребий — все, что составляет Ниспосланное нам Свыше. А также Мечта, Прошение о счастье, любви — все за чем мы обращаемся к Небу... Впрочем, это могут быть и наши жалобы и проклятья. Все самые замечательные Знаки в сновиденьях располагаются Вверху: Звезды, Солнце, Ясное Небо, Лучи Света... Но там же и тучи, дождь, град...

ВНИЗУ и ВОКРУГ (близко) — это конкретность жизни и та "почва", на которой мы "твердо" или не очень "твердо" Стоим. Вокруг — наше сиюминутное положение, благоприятное или неблагоприятное отношение к нам жизни и складывающихся в пейзаже, его деталях — обстоятельств жизни... Скажем, происходит землетрясение, и все горы, холмы — все выравнивается, превращаясь в бесконечную равнину... Землетрясение — это очень большие перемены, причем связанные с какими-то политическими потрясениями, отраженными в судьбе Спящего, Равнина — ожидание... Сон означает, что надо ждать перемен, а с другой стороны, после перемен еще ничто не разрешится в судьбе, исчезнут лишь препятствия, и потребуется длительное Ожидание, надо набраться терпения...

ВОЗДУХ, ВОДА и ОГОНЬ — это стихии, выражающие благоприятствие или помеху... Главное в стихиях — чистота и благость, покой. Чем Чище стихии — тем лучше... Пусть Земля будет ухожена, вид красивый, сухо, чисто... Противоположное — пыль, грязь, комья, выступающая вода под ногами, болото, лес дремучий... Вода — должна быть прозрачной спокойной, течь струйками, бить фонтанчиками или родничками... Мутная, грязная, захлестывающая, заливающая все вокруг, уносящая...— такая вода не к добру. Воздух — прозрачный, ровно дующий ветром, ясный, несет в себе благоприятствие в отличие от клубящегося, вращающегося вихрями, рвущегося порывами ветра... То же и с небом, Тучами, Дождем и градом Снегом... Здесь все как в жизни, наяву, чем красивей вид, легче атмосфера, прозрачней и чище воды и воздух, — тем благоприятней сновиденье. Что наяву нас радует, во сне — благоприятствует, обещает.

Огонь — стихия очень сильная и опасная. Это и радость и страсть, богатство и вести, но это и лихорадка, дурная слава, пороки, которые нам жгут сердце, сжигают нас вместе со страстями и неутоленными надеждами... Это тлеющая ненависть или зависть, Очень важно откуда огонь, в чем выражен: будь то факел, горящий дом, зарево на горизонте или горящая на нас одежда, ноги, руки, тело, огни свечи или дальних фонарей — все это имеет свой отчетливый снотолковательный смысл.

Здесь уместно отметить различие меж мужским и женским значением одного и того же в сновидениях. Пейзаж для мужчины во сне — это может быть женщина, жена, общее положение дел, отношения к нему... Для женщины пейзаж — это прежде всего она сама, ее чувства и ее отношение к происходящему. В особенности это различие становится важным в мужских и женских сновидениях, когда речь идет о культурной географии, постройках, помещениях, дорогах и прочее... Звезды Светят всем одной и той же надеждой на любовь, счастье, устройство... А вот Дом, сарай, плетень или клумба, баня и тому подобное — для мужчины и женщины могут означать разное. Ибо мужчина — он созидатель, творец, который Строит свою жизнь, свой дом, сиречь положение, место под солнцем, отношения с предками.
Женщина — хозяйка дома, очага. Не она, ее любимый должен построить дом, жизнь, дать ей место под солнцем, ввести царицу во дворец (в традиционном смысле). Мужчина — стрела,, движение проникновение сквозь (грязь, в том числе), а после — победа, власть над страстями, очищение и возвышение... Женщина — пруд, источник и сама жизнь. Ее цель, как второго полюса мироздания, не достичь, а Сохранить достигнутое. Вот почему во все века чистота и целомудрие женщины всегда так ценились (и в наше время, похоже, ценность сия возвращается). Ибо целомудрие, чистота — суть проба сохранности уже достигнутого: Хранительница не растратила своих богатств и щедрот, не разменяла драгоценные перстни на мелкие монеты нижней жизни.

По этой идее различия меж полюсами жизни, Дом для мужчины — это его положение, его дворец, достижение (его и его предков), его душа, в смысле осуществления надежд и чаяний...

Для женщины дом — это личная жизнь, в которой она царствует, это она сама, ее чрево, ее отношения в личном, интимном. А все что происходит в доме — это Ее нужда в Личном.

Конечно и для мужчины дом может означать отношения личные, дружественные. Скажем, видеть старинный дом, но не свей собственный, не ваш настоящий в жизни (если имеется таковой) — может означать весть от давно утраченного старинного друга, знакомого... Тогда как для женщины тот же дом будет означать давнишнюю связь, которая вдруг оживится; либо, напротив того, (если незнакомый дом) теперешняя, давняя связь как бы подошла к концу, исчерпала себя (отношения перестали быть привычными, и дом стал незнакомым, чужим).

Если рушится дом и если разрушение не принесло вам, не причинило вреда, и сами вы спаслись, и кого-то спасли, утешили — все это означает полные изменения в жизни, которые будут хорошими. Однако, для мужчины эти изменения скорей будут относиться к устройству дел, к его положению, карьере, а для женщины — к ее отношениям с кем-то, которые закончатся для нее к лучшему...

Город, именно город или культурное поселение, могут являть во сне нас самих, наш внутренний сложноустроенный мир. Тогда идти по улице или улицам будет означать Движение наше внутри себя, принятие решений и движение жизненного смысла, понимания. Скажем, красный свет в таком повороте послужит предупреждением против наших попыток продвинуться во внутреннем движении дальше пределов, что нам доступны; запрет на внутреннее решение или соблазн, либо попытку проникнуть в те области внутреннего знания (смысла), которые нам вредны или несвоевременны...

Такой вид города во сне в особенности к нам относится во времена сложных решений, Внутреннего Разброда и неуверенности. Тут в темных улицах нам будут попадаться неясные, угрожающие фигуры, наши попытки выбраться из "плохих" мест будут отражать нужду в принятии твердых решений наяву; опасность, сопровождающая наши блуждания внутри такого Города — Себя, прежде всего говорит об опасности длить неопределенность наяву, тянуть с принятием решения.
Город, где родился, хорошо знакомый, может обозначать еще наше здоровье, скажем, в центре города снится болото. В этом случае болото — болезнь или беда.
Кроме прочего сами постройки и помещения, мероприятия — все это воплощение наших Устремлений либо людей и отношений с ними. Театр — устремление к славе, признанию, но театр может быть женщиной — актрисой (в мужском сне). Сцена — обман или разоблачение... Дворцы — мечта об иной судьбе или ином человеке (для женщины), в сравнении с тем, что есть... Интересно, что дома, помещения, которые снятся в особенности женщинам, означают зачастую ее (его) интимные с кем-то отношения, идею этих отношений. Скажем, незнакомый дом, как уже говорилось, может означать отчуждение, завершение отношений. Обычно человек, о котором идет речь, где-то там присутствует, в одной из комнат... Если такого не имеется в женском сне, то помещение обычно относится к ее желанию быть признанной и принятой в неком обществе в связи с каким-то человеком или каким-то ее образом жизни...

Снимать квартиру означает зачастую новую любовь (для мужчины); находиться в незнакомой — какие-то отношения, уже законченные, но не завершенные (быть может возврат отношений, "отрыжка" с той (тем), кто там находится в этой квартире)!

Страна во сне — страна волшебная: это мир наших надежд, иллюзий, близких и далеких планов — воплощенных в образах места, пейзажа, картинах неба вдали и вблизи.

Одновременно этот простирающийся перед взором мир — суть реальное положение вещей, общая атмосфера нашей дневной жизни, ее враждебность, предательство и т.д. — выраженная стихиями сновиденья, грязью, обветшалостью строений или неприятностью чуждостью места...

Стихии (пересеченная, трудная для преодоления местность; наводнение; ветры; либо: ровный путь, светлая река, ласковый ветер, ясный огонь...) могут означать силы препятствующие или сопутствующие в осуществлении дневных планов. И могут означать нашу логику, наше выстроенное мнение в отношении того, как наяву Должно все идти! В последнем случае стихия во сне нас часто разочаровывает: ласковый ветерок вдруг дохнет в лицо дурным запахом, на широкой спокойно текущей реке обнаружится перекат с мелкой грязной водой и т.п. Лучше пусть будет во сне бурная стихия, но не приносящая вреда спящему, нежели ласковая стихия, но с изъяном.

Возвращаясь к стихиям и общей географии сна, стоит повторить Дантово начало Божественной Комедии: Земную жизнь пройдя до середины, я очутился в сумрачном лесу... Сумрачный лес — неясность, тоска в личном, романтическом, неведомость в том, как жить дальше в одиночестве на чужбине...

Почва — это почва под ногами, опасность и безопасность жизни, наша устойчивость в разных отношениях и положениях, наша репутация...

Ветер, помимо прочего,— это цели, намерения... Ветер может быть и ветром Кармы, Судьбы — общего благоприятствования или сопротивления... Небо, кроме удачи и неудачи, это и предопределения и предуведомления.

Вода — это еще здоровье (воды жизни, живая вода и прочее), тайные помыслы (в тихой заводи черти водятся). Это и осуществление надежд, но в богатстве, любви...

Вода — это наша расточительность, болтливость... и враги, таящиеся в глубинах и наши, нам еще сегодня неведомые помыслы...

Существует, конечно, еще один смысл стихий во сне — алхимический или магический. Земля, Вода, Воздух и Огонь — это ведь четыре основных элемента древних, которые в разных замесах складывают наш характер, наше состояние и самочувствие и т.д.

Земля — самый тяжелый, самый практичный элемент, твердый, сухой, холодный и т.д. Это царство гномов, минералов каменного цветка...

Вода — это прежде всего вода жизни, судьбинская основа и глубины нашего сознания и забвения (воды Леты), это обряд очищения и крещения водой.

Воздух — легкость, подвижность, изящество, непостоянство и превратности; и это — царство духов-искусителей, воздушных мытарств....

Огонь — знак гордости, отличий, радости и гнева, сильных чувств, царство саламандр и огненного посвящения... Из этого сложного сплетения языка нашего и образов этих стихий, по всей вероятности, и формировались многие значения в Соннике. Взять хотя бы могилу, в которой мы захоронены во сне, — чем толще над нами слой земли, тем богаче мы наяву.
Комментарии